Архив категорий: Старости

Исторические события и факты из прошлого Оренбурга и Оренбургской области. Очерки, документы, комментарии и рассказы

Первая частная газета Оренбургского края

22 сентября 1875 г. в канцелярии Оренбургского губернатора было заведено «Дело по предложению Оренбургского генерал-губернатора о разрешении правителю канцелярии попечителя Оренбургского учебного округа, титулярному советнику Евфимовскому-Мировицкому издавать в г. Оренбурге еженедельную политико-литературную газету под названием «Оренбургский Листок».

Программа издания, как пишет в своей статье Александр Старых «Оренбургский Листок» – первая частная газета Оренбургского края: темы, жанры, авторы, аудитория», выглядела следующим образом:

1) статьи, касающиеся изучения местного края в историческом, статистическом, этнографическом и торгово-промышленном отношениях;
2) хроника или местная летопись: известия о происшествиях местных, разные сообщения и опубликованные правительственные распоряжения, касающиеся общественной жизни Оренбурга и Оренбургского края;
3) фельетон: очерки местных нравов и разные другие мелкие беллетристические статьи в прозе и стихах;
4) разного рода объявления и справочные сведения по частям (торговой, промышленной, железнодорожной и т.п.); календарные сведения, а также метеорологический бюллетень».

1 января 1876 г. вышел первый номер «Оренбургского Листка». В номере было четыре страницы текста в четыре столбца. С 1876 года газета выходила еженедельно, а с 1884 – ежедневно. Редактор-издатель И. Евфимовский-Мировицкий.

В течение января 1906 газету удалось использовать местной социал-демократической организации. Начиная с № 13 (по № 39) в газете на первой странице печаталось объявление «От редакции», в котором указывалось, что «новая редакция поставила себе задачей освещать нужды края с точки зрения интересов рабочего класса». В газете пропагандировались взгляды революционной социал-демократии на историческую роль пролетариата. . В № 22 перепечатан памфлет М. Горького «О Сером». В передовой статье № 23 разъясняется содержание девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь

Последний, 39-й, номер газеты вышел 18 февраля 1906. «Листок» был запрещен. Вместо него в течение февраля — марта выходила газета «Наш край» (№№ 1—25).

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

Говоря о жанровых предпочтениях «Оренбургского Листка», необходимо отметить особую роль фельетона.

Учитывая то, что программа «Губернских ведомостей» не допускала на страницы газеты беллетристику ни под каким видом, фельетон «Оренбургского Листка» прозвучал громом среди ясного неба. Оренбургские аборигены впервые вдруг увидели себя персонажами беллетризированного факта. Надо сказать, что фельетонное отражение понравилось далеко не всем горожанам, но зацепило оно при этом всю читающую публику.

Cамым жёстким пером фельетониста в «Оренбургском Листке» обладал С. Барбачёв. Фельетоны С. Барбачева носили общее название «Картинки с натуры». В одном из них (№ 44 за 1876 год) С. Барбачев пишет: «У нас есть дума, образованная на новых началах, вступившая во второе четырехлетие своего существования, но сказать о ней пока нечего. Во-первых, потому, что мы не видим плодов ее плодотворной деятельности, да это и не дело фельетониста, а во-вторых, потому что там царит подавляющая скука и вялость, способная раздражить, а не насмешить».

Барбачев часто пишет фельетоны о городе Обдорске (легко угадывается Орск!). Например, о том, как премудрый член городской управы, он же и казначей, будучи большим любителем пельменей, вывел тайком в графе казенных канцелярских расходов статью «на пельмени».

И хотя придумывал Барбачев для своих персонажей фамилии вполне фельетонические – Хапалкин, Хваталкин, Мигайглазкин, Тишка Толстобрюхов, Обиралкин, Обдиралкин – каждый раз приставляя их к новому герою, обиженные каждый раз узнавали себя. Реакция затронутых фельетонистами персонажей подчас была очень болезненной.

Уже в скором времени фельетон «Листка» стал играть важнейшую роль в общественной жизни Оренбурга, всколыхнув «сонный город» (по выражению Н. Оглоблина: Оглоблин Н.Н. Сонный город / Н.Н. Оглоблин // Ист. вестн. – 1901. – № 10), а саму газету к концу третьего года издания поставив на грань закрытия: «К обычным тяготам дела прибавились ещё новые напасти – судебные преследования с целью не только обидеть нас всякими карами писаного правосудия, но и сгубить газету до конца. Не шутя, говорим: перед судом заявлено было требование — закрыть «Листок» навсегда!» (ОЛ, 1878, № 52).

В 1879 году в Оренбурге случился страшный пожар. Сгорела большая часть города и вместе с ней дом редактора и издателя «Оренбургского листка», находившийся в районе нынешней улицы Пролетарской. Погибла при этом и редакция, и типография. Стало ли это частью общей беды, или так расправились с Иваном Ивановичем Евфимовским-Мировицким за фельетоны – доподлинно неизвестно. Если все же предположить второе, то у поджигателей были все причины считать, что под маской ненавистного им Барбачева (а, скорее всего, они точно это знали) скрывался сам Иван Иванович. Сам Евфимовский-Мировицкий, который руководил своей газетой до конца жизни в 1905 году, на двадцатипятилетии «Оренбургского листка» в 1901 году признавался, что «был и редактором, и издателем, и типографом, и корректором, и автором… собственной газеты».

Однако прямых доказательств того, что редактор и был тем самым Барбачевым на данный момент нет.

Мы предлагаем вашему вниманию лишь несколько цитат из фельетонов «Оренбургского листка того времени».

Исповедь фельетониста
Читатель дорогой, все, чем я вас обидел,
Все, чем кого из вас я оскорблял,
Простите мне теперь; быть может, я не ведал
Сам тех глупостей, какие натворял.
Но если поделом кому бы и досталось
Не в бровь, а прямо в глаз попавшею строкой,
Забвенью пусть предаст фельетониста шалость
И на нее пускай махнет только рукой.
Но, чтобы довершить мое здесь покаянье,
Прощенья у вас я искренне прошу.
За все, что написал для этого изданья,
За все, что впредь я напишу.
А дабы облегчить вам формулу общенья
И индульгенций самим не сочинять,
Решаюсь я теперь для самообличенья
Сам всех своих грехов подробный список дать.
Их счетом семь, как семь и фельетонов,
Что здесь, в «Листке», я, грешный, поместил.
Об одном молюсь – на милость нет законов,
Чтобы читатель мне все семь их отпустил.

22 февраля 1876 год

… А, не в укор будет сказано, много еще в нас азиатчины! Вот, например, живи я в городе европейском, культурном и не бился бы теперь как рыба об лед, придумывая и выжимая раз в неделю маленький фельетон, который, живя в Оренбурге, не знаешь, чем наполнить, ибо никак не можешь примениться ко вкусам читателей, ругателей и редких почитателей своих. Приходится писать на авось, то есть выезжать на излюбленном всероссийском коньке: «авось», «небось» и «как-нибудь».

Воспользуюсь, однако же, постом как таким временем года, которым всего приличнее занимать публику невинными зрелищами, и попробую по примеру прошлых лет показать ей несколько «диких людей». Смею думать, что публика за меня на это не посетует, так как я убежден в том, что и мои «дикие люди» возбуждают в обществе ничуть не меньший интерес, чем возбуждает его в нем «дикий человек», несколько лет назад посетивший Оренбург, тем более, что и разница между моими «дикими» и «привозным» весьма незначительная: тот ел сырую курицу с перьями, а эти, правда, сырой курицы не едят, но дикостью своих поступков и суждений мало отличаются от пресловутого дикаря. «Дичь» же они не только едят, но и несут всегда.

Кажется, что может быть проще и доступнее человеческому разумению, на всех ступенях развития его ума, как последний акт драмы, именуемый жизнью, — смерть! Но в действительности оказывается, что в иных случаях и этот акт не вразумляет «дикого человека», особенно власть имущего…

Старожил. «Картинки с натуры». 27 февраля 1877 год

На бульваре

Наконец лето вступает в свои права, то есть, виноват, я не то совсем хотел сказать: лето, собственно говоря, и не думает вступать в свои права, но зато летние гулянья, несмотря на холодные вечера и ночи, процветают. У нас гулянья назначаются аккуратно, по нескольку раз в неделю, на бульваре и в саду коммерческого собрания. Не думаете ли вы, читатель, что эти места увеселений не посещаются публикой? Напротив, публика хоть и поеживается от холоду, но в урочный час обязательно показывается и тут и там; гуляет чинно, сонливо и скучно до тошноты. Все как будто бы собираются сюда не ради развлечения, а ради какого-то унылого, глубокомысленного раздумья…

Старожил. «Картинки с натуры». 30 мая 1876 год

Сколько раз давал я себе слово – не писать более фельетонов – и всякий раз надувал себя и читателей, которые думали, что от меня отвязались. Вообще не следует ничего давать самому себе или даже какой-либо части самого себя. Могу подтвердить это фактами. Гражданин N дал волю своим рукам и поплатился своими боками. Госпожа N дала волю своему язычку и прослыла сплетницей на весь город.
Тем не менее, столько раз нарушал свое обещание не фельетонничать, а хочу быть последовательным и сфельетонничаю еще раз.
Но ради самого Бога, скажите мне, музы древние и новейшие, о чем мне беседовать в моих фельетонах?
Музы молчат – и хорошо делают: благой пример всему прекрасному полу на всем земном шаре.
Но мне, представителю пола не прекрасного, от этого не легче, и я обращаюсь с просьбой к самому Аполлону и прошу его ниспослать мне дух пустословия хоть на 2-3 фельетончика.
Аполлон, разумеется, обижается, что к нему обращаюсь с такими пустяками, указывает мне перстом на землю и говорит: «Гнусная козявка, пресмыкающаяся в пыли земной, как осмеливаешься ты нарушать мой покой своими глупыми просьбами!»…

6 июня 1876 года

— Здравствуйте, дорогой читатель! Каково поживаете? Давненько я не беседовал с вами, да так давненько, что я чаю, вы соскучились обо мне. Знаю-знаю, что вы меня поругиваете, а всё-таки почитываете, да еще с каким смаком! Мне так вот и представляется, как вы каждое воскресенье дрожащими руками нетерпеливо развертываете нумер «Листка», затаивши страх за себя и радость за ваших неприятелей в том дружеском предположении, что авось кто-либо из них попал в «Картинки»?! Но увы, нумер развернут, «Картинок» нет, и вы, искренне досадуя, говорите: «Опять нет фельетона».

Я совершенно верю искренности вашей досады, потому что знаю вашу слабость – позлорадствовать и поглумиться над ближним и посудачить на его счет, лишь бы сами, читатель, не были задеты…

«Картинки с натуры», 1876 год

В №21 «Оренбургского листка» мы прочли, что оренбургское станичное правление напечатало объявление, в котором изложена сущность приговора общества оренбургской станицы, поставленного 30 апреля; прочли и самое объявление, послужившее фельетонисту «Оренбургского листка» г. Барбачеву поводом изощрять свое остроумие не только на обществе оренбургской станицы, но и на всем сословии оренбургского казачьего войска.

Сколько ни не милы г. Барбачеву форштадтские казаки, сколько не раздражает его одно название казачьего форштадта, но г. Барбачеву не следует забывать, что и фельетонисту не должна быть чуждой правдивость и что необходимо быть хорошо знакомым с тем, о чем берешься говорить, в особенности печатно, а это г. Барбачев или забывает, или знать не хочет. Попалось ему объявление оренбургского станичного правления, он и рад: слава Богу, есть из чего выкроить чуть ли не целый фельетон, да еще забористый, в котором остроумием блеснуть можно, и насчет ненавистных казаков прогуляться, не знакомясь хорошенько с предметом: стоит с казаками церемониться! А если бы прежде чем разразиться над казаками такой филиппикой, г. Барбачев потрудился ознакомиться с постановлением общества оренбургской станицы, то увидел бы, что оно не воспрещает совершенно въезда в свои луга, а только требует, чтобы в них не ездили без дозволительного билета от станичного направления…

«Заметка по поводу фельетона». 5 июня 1877 года

Да, спят молодцы наши думцы,
Лишь чуткие к нуждам своим,
И зова рассыльного слышать
Не хочется более им…
Встает голова в заседанье,
Считает он гласных ряды,
Потом говорит: до свиданья…
Отсрочим опять, до среды.

Барбачёв, 1876 год

Были у Лиходеева, купца, года три тому назад закупки большие скота у киргизцев и расчет с ними совсем у них был тогда же закончен. Только нынешним летом покажись Лиходееву, что мало он с киргизов баранов получил… И давай он придумывать, как этих самых поставщиков попринадуть. Ну и придумал же, леший его заешь, ловко…

«Из дневника оренбургского старожила», 1876 год

Источник

67 лет назад в Оренбурге установили памятник В. Чкалову

Ровно 67 лет назад в нашем городе появилась достопримечательность, которая и сейчас является одним из знаковых мест Оренбурга.

7 ноября 1953 года был торжественно открыт памятник В. Чкалову, который мы видим сегодня на набережной реки Урала. Его авторы: скульптор И. А. Менделевич, архитектор В. С. Андреев.

Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале хорошо видна с улицы Советской. Автор изобразил В. П. Чкалова после завершения им ответственного полёта. Бескрайний фон неба, зелёные насаждения Зауральной рощи и степные просторы за ней способствуют раскрытию образа советского лётчика-испытателя. Стоит отметить, что выбранное место оказалось очень удачным. В наши дни силуэт памятника В. Чкалову хорошо воспринимается с очень дальних точек обзора.

Кстати, решение об установке памятника Чкалову в Оренбурге было принято ещё в 1938 году, после переименования города в Чкалов. Тогда свои проекты представил оренбургский художник Г. Петин и московский художник Иванов. Правда, проекты было решено доработать, а начавшаяся вскоре Великая Отечественная война помешала реализовать эти планы.

После окончания войны вновь вернулись к вопросу установки памятника. Скульптором стал Исаак Абрамович Менделевич, который создал два памятника легендарному лётчику: один в 1940 году поставили в Горьком (Нижний Новгород), а второй должен был быть установлен на площади Курского вокзала в Москве. На просмотр скульптуры приехали члены правительства. Иосифу Виссарионовичу Сталину скульптура не понравилась и он, якобы, произнёс: «Мы знали Валерия Павловича лично. Это не Чкалов». Так, негодный по мнению самого вождя памятник оказался на своём нынешнем месте – в городе, который с 1938 года назывался Чкалов.

Очень часто гости города спрашивают, как связан В. Чкалов с Оренбургом. Интересно, но Валерий Павлович никогда не бывал здесь. Единственное, что связывало его с нами – это учёба в Серпуховской авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания, впоследствии перенесённой в наш город.

День революции 1917 года

7 ноября отмечается День Октябрьской революции 1917 года (25 октября по старому стилю). В этот день было свергнуто временное правительство и провозглашена власть Советов рабочих и солдатских депутатов.

На всей территории государства переход власти от органов управления Временного правительства к революционным комитетам и Советам происходил на протяжении осени 1917 – весны 1918 года. В результате был изменён государственно-политический, идеологический и общественно-экономический строй страны. Это привело к глобальным изменениям в системе международных отношений и поспособствовало развитию революционных процессов и национально-освободительного движения в мире.

На большей части территории страны образовалось государство, которое в 1922 году получило название Союз Советских Социалистических Республик, в который входили 15 республик.

В 1988–1990 годах в условиях перестройки в СССР все союзные республики провозгласили суверенитет. В начале декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения о прекращении существования СССР. Россия 22 декабря 1991 года приняла права и обязательства бывшего СССР.

На протяжении всей советской эпохи 7 ноября отмечался государственный праздник – День Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые его отпраздновали 2 декабря 1918 года. Тогда этот день значился выходным и назывался Днём пролетарской революции.

В 1927 году в честь 10-летия революции народу был «подарен» дополнительный праздничный день – 8 ноября. В 1928 году в Кодекс законов о труде РСФСР были внесены соответствующие изменения. 7–8 ноября стали называться Годовщиной Октябрьской революции.

В период руководства страной Иосифа Сталина окончательно оформился праздничный канон: демонстрация трудящихся, появление вождей на трибуне Мавзолея и военный парад на Красной площади. Эти традиции соблюдались и в 1941 году, когда на Москву наступали немцы. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

История праздника Октября закончилась вместе с историей СССР. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году. С 1992 года 8 ноября перестал быть праздничным днём.

13 марта 1995 года президент России Борис Ельцин подписал федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 7 ноября был назван Днём освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Начиная с 2005 года 7 ноября перестал быть выходным днём в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Вместо него выходным днём стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

В 2020 году в соответствии со складывающейся эпидемической обстановкой из-за коронавируса в Москве проведение традиционного торжественного марша, посвящённого очередной годовщине военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, было отменено.

Димитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота (правильнее говорить, как в Церкви — «Димитриевская») — особый день поминовения всех усопших воинов, погибших за веру и отечество. Вспоминают в храмах в эту родительскую субботу и усопших близких, а также всех, скончавшихся внезапно, то есть не получивших перед смертью молитвенного напутствия в жизнь вечную.

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к «родному пепелищу» и «отеческим гробам». Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было разгромлено. Да, татаро-монгольское иго длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про ушедших родственников не забывают.

Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!». Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».

Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви.

Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся.

В условиях пандемии Церковь призывает к максимальному соблюдению мер безопасности. Многие храмы ведут трансляции богослужений, и верующие из группы риска не просто эти трансляции смотрят, они принимают в них молитвенное участие, не выходя из дома. Записки многие храмы тоже принимают через Сеть или по телефону. Ну и нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких — милостыня.

Источник информации

Памятники, которых нет

В 1980-е гг. на заседаниях президиума Оренбургского отдела Географического общества СССР неоднократно поднимался вопрос о создании к 2043 г. нового социалистического Оренбурга.

Оформление природно-архитектурного ландшафта областного центра при дальнейшем строительстве города являлось, по мнению учёных, важнейшей задачей.

В письме, подписанном председателем президиума Оренбургского отдела Географического общества СССР, членом-корреспондентом АН СССР А.С. Хоментовским, направленном председателю Оренбургского горисполкома Ю.Д. Гаранькину и главному архитектору г. Оренбурга А.И. Агафонову 17 июля 1985 г. были приведены некоторые соображения по этому поводу.

Так, между Дворцом культуры и спорта «Дружба» (ныне — ДКиС «Газовик») и восточным концом улицы Челюскинцев, в непосредственной близости от места бывшего размещения Георгиевского собора предлагалось создание новой видовой площадки с сооружением на ней памятника Емельяну Пугачёву.

В 8 км. от г. Оренбурга в сторону Центрального аэропорта возможно было бы запланировать создание многофигурной скульптурной композиции, отражающей героическую оборону города в годы Гражданской войны.

Источник: ГАОО Р. 728. Оп. 1. Д. 57. Л. 2-5.

В сквере имени 4-го апреля

70 лет назад в городе Чкалове в сквере имени 4-го апреля открыт памятник павшим борцам революции

6 ноября 1950 года в городе Чкалове (ныне — Оренбурге) в сквере имени 4-го апреля торжественно открыт памятник жертвам набега белоказаков на город Оренбург 4 апреля 1918 года.

Решение № 132-а об установке памятника принято исполнительным комитетом Чкаловского городского Совета депутатов трудящихся 18 марта 1950 года. Составление сметно-технической документации завершено Городским отделом проектирования к 1 апреля 1950 года. Общая сумма расходов на строительство монумента составила пятьдесят тысяч рублей. Изготовлением основания, пьедестала и цоколя для мемориала борцам революции занималась артель «Строитель». Руководил работами председатель Чкаловского городского отдела проектирования Павел Наранович.

Автором памятника является скульптор Анатолий Козырев, архитектором – Илья Аввакумов.

На кирпичном постаменте, установленном рядом с братской могилой, стоит бетонная скульптура красноармейца с гранатой и знаменем в руках. Первоначально на памятнике имелась надпись: «Борцам за Советскую власть, погибшим в борьбе с дутовскими белогвардейскими бандами при защите города Оренбурга 4 апреля 1918 года». В настоящее время надпись перенесена на постамент рядом с памятником.

Источники:
ГАОО. Р. 63. Оп. 1. Д. 2243. Л. 98;
ГАОО. Р. 1581. Оп. 2. Д. 163.

Вспоминая Виктора Черномырдина

[et_pb_section fb_built=»1″ admin_label=»section» _builder_version=»3.22″ hover_enabled=»0″ sticky_enabled=»0″ custom_padding=»||0px|||»][et_pb_row admin_label=»row» _builder_version=»3.25″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»3.25″ custom_padding=»|||» custom_padding__hover=»|||»][et_pb_text admin_label=»Text» _builder_version=»3.27.4″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat»]3 ноября 2020 года исполняется 10 лет со дня смерти российского и советского политика Виктора Черномырдина. За время своей работы он был послом России на Украине, председателем Правительства и Совета министров РФ и даже исполняющим обязанности президента. Но знаменит он не только своим послужным списком и вкладом в развитие страны, но и легендарными фразами, которые стали афоризмами еще при его жизни.

20 легендарных выражений Виктора Черномырдина:

  • В харизме надо родиться.
  • Вы думаете, нам далеко легко? Нет! Нам далеко нелегко!
  • Есть ещё время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела.
  • Здесь вам не тут!
  • Какую организацию ни создай, всё равно КПСС получается.
  • Курс — он у нас один — правильный.
  • Лучше водки — хуже нет!
  • Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу.
  • Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа.
  • Мы выполнили все пункты: от А до Б.
  • Мы никуда не вступаем, да нам и нельзя вступать. Как начнем вступать, так обязательно на что-нибудь наступим.
  • Мы еще так будем жить, что нам внуки и правнуки завидовать будут.
  • Мы хотели как лучше, а получилось как всегда.
  • На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться.
  • Нельзя запрягать телегу посреди лошади.
  • Ну и что, что я обещал, я же не сделал.
  • Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны.
  • У кого руки чешутся? У кого чешутся — чешите в другом месте.
  • Учителя и врачи тоже хотят есть. Практически каждый день!
  • Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком.

    Виктор Степанович Черномырдин — одна из самых крупных фигур российской истории девяностых. Когда в 1992 году он возглавил правительство, газета «Коммерсантъ» написала, что премьером страны стал «высший менеджер транснациональной корпорации», которую он сам же и создал. Позже газета New York Times называла Черномырдина «чемпионом реформ» (правительству Черномырдина удалось снизить инфляцию с 2500 до 11 процентов).

    «За многолетнюю плодотворную государственную деятельность» — с такой формулировкой десять лет назад, 9 апреля 2010 года, в день рождения Виктора Черномырдина, президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении Виктора Степановича орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Виктор Степанович стал полным кавалером ордена — все остальные степени у него уже были, не хватало только самой «младшей», которую обычно вручают первой.

    Орденом «За заслуги перед Отечеством» награждаются люди за особо выдающиеся заслуги, связанные с укреплением российской государственности, социально-экономическим развитием страны, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами… Он учрежден в 1994 г. Девиз ордена «Польза, честь и слава» повторяет девиз императорского ордена Св. Владимира.

    Черномырдин впервые был удостоен ордена в 1998 году, в день отставки с поста премьер-министра. Борис Ельцин, с одной стороны, принял неожиданное кадровое решение (которое позже пытался «отыграть» назад), с другой — наградил Черномырдина за большой вклад в развитие российской государственности. Вопреки статуту это был орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    9 апреля 2008-го президент Владимир Путин представил Черномырдина к ордену «За заслуги перед Отечеством» III степени за укрепление российско-украинских отношений. Черномырдин в этот момент занимал пост чрезвычайного и полномочного посла России на Украине. В отношениях между двумя странами произошла существенная (и, увы, последняя к настоящему моменту) «оттепель» — в значительной степени благодаря личности Виктора Степановича.

    В марте 2009-го президент Медведев наградил Черномырдина орденом I степени «За большой вклад в укрепление международного авторитета Российской Федерации и многолетнюю плодотворную государственную деятельность». В бэкграунде были газовая «сшивка» России с Европой, подвижки в сотрудничестве с США, урегулирование конфликта в Югославии, международное признание… Вскоре после вручения награды Виктор Степанович стал специальным представителем президента по взаимодействию со странами СНГ.

    Награждение получилось совсем непоследовательным: сначала II степень, следом III, потом I и только в конце IV. Но в этом есть некоторый символизм: и история России, и судьба Черномырдина далеко не всегда развивались поступательно.

    При этом Виктор Степанович Черномырдин был шестым полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» (в настоящее время, спустя 10 лет, их — 56).

    Справка

    Виктор Степанович Черномырдин. 09.04.1938 — 03.11.2010 гг.

    Родился в селе Чёрный Отрог Саракташского района Оренбургской области.

    Первый председатель Правительства РФ (1992-1998). По поручению президента сформировал первое правительство РФ, участвовал в становлении ряда ключевых государственных институтов современной России. Заменял первое лицо страны во время болезни Б.Н. Ельцина; во время переговоров о судьбе заложников в Буденновске принял на себя всю полноту принятия решений и ответственности за судьбы людей.

    Правительство, возглавляемое Черномырдиным, добилось укрепления экономики, снижения инфляции с 2500 до 11 процентов; рубль стал конвертируемой валютой.

    Сыграл одну из ключевых ролей во внешней политике России. В 1993-1998 годах возглавлял российско-американскую межправительственную комиссию «Гор — Черномырдин», которая была единственным каналом решения экономических вопросов в обход политической нестабильности в отношениях двух стран. В 1999 году на посту специального представителя Президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Югославии добился прекращения бомбардировок Белграда. В 2001-2009 годах был специальным и полномочным послом РФ на Украине, способствовал нормализации межгосударственных отношений.

    Один из создателей газового гиганта «Газпром». Будучи министром газовой промышленности, предложил реформировать собственное министерство, превратить его в концерн (1989). В 1989-1992 годах возглавлял государственный газовый концерн «Газпром», в 1999-2000 годах был председателем совета директоров ОАО «Газпром». Во многом благодаря Черномырдину весь российский газ добывает, перерабатывает, хранит и доставляет одна компания-гигант — «Газпром» (а не ряд компаний, как в нефтяном секторе).

    Источник[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section][et_pb_section fb_built=»1″ specialty=»on» _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default»][et_pb_column type=»1_4″][et_pb_social_media_follow _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» hover_enabled=»0″ sticky_enabled=»0″ follow_button=»on» text_orientation=»left» use_icon_font_size=»on»][et_pb_social_media_follow_network social_network=»facebook» background_color=»#3b5998″ _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» follow_button=»on» url_new_window=»on»]facebook[/et_pb_social_media_follow_network][et_pb_social_media_follow_network social_network=»twitter» background_color=»#00aced» _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» follow_button=»on» url_new_window=»on»]twitter[/et_pb_social_media_follow_network][et_pb_social_media_follow_network social_network=»instagram» background_color=»#ea2c59″ _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» follow_button=»on» url_new_window=»on» url=»orenlistok» hover_enabled=»0″ sticky_enabled=»0″]instagram[/et_pb_social_media_follow_network][/et_pb_social_media_follow][/et_pb_column][et_pb_column type=»3_4″ specialty_columns=»3″][et_pb_row_inner _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» custom_margin=»-26px|||||»][et_pb_column_inner saved_specialty_column_type=»3_4″ _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default»][et_pb_blog _builder_version=»4.6.6″ _module_preset=»default» posts_number=»1″ hover_enabled=»0″ sticky_enabled=»0″][/et_pb_blog][/et_pb_column_inner][/et_pb_row_inner][/et_pb_column][/et_pb_section]

    120 лет со дня посещения города Оренбурга князем Романовым

    120 лет со дня посещения города Оренбурга Главным начальником военно-учебных заведений великим князем Константином Романовым

    1 ноября (19 октября по старому стилю) 1900 года в три часа сорок девять минут ночи поездом из города Самары в город Оренбург с целью проверки деятельности военно-учебных заведений прибыл великий князь Константин Романов. Торжественная церемония встречи августейшей особы началась в восемь часов утра.

    Вагон, занимаемый Его Высочеством, первыми посетили оренбургский губернатор и наказной атаман оренбургского казачьего войска Яков Барабаш, директор Неплюевского кадетского корпуса Феофил Самоцвет, директор Оренбургского кадетского корпуса Николай Линевич и начальник Оренбургского юнкерского училища Василий Григоров. На перроне делегация от городских властей, во главе с городским головой Николаем Середой, встретила Константина Романова с хлебом-солью. Представители от казаков Оренбургской станицы выразили ему признательность за проявленный интерес к нуждам и проблемам военного образования в губернии.
    Поблагодарив делегации за теплую встречу, великий князь с губернатором направился на утреннюю службу в Казанский кафедральный собор.

    В десять часов утра Константин Романов прибыл в Неплюевский кадетский корпус (ныне в здании располагается учебный корпус № 3 Оренбургского государственного медицинского университета, Парковый проспект, д. 7). Великий князь познакомился с каждым из преподавателей, милостиво разговаривал с ними, после чего встретился с кадетами, «расспрашивал их об успехах и поведении». Дойдя до правого флангового кадета первой роты, он пожелал помериться с ним ростом – «кадет оказался более высокого роста». Обращаясь к ученикам седьмого класса, напомнил, что они «как старшие в роте должны своим поведением подавать пример младшим товарищам». Завтракал великий князь с кадетами за одним столом, «милостиво беседуя с ними и шутя».
    orenarhiv Днем Константин Романов отправился в юнкерское училище (ныне на этой территории располагается Оренбургское президентское кадетское училище). Он обошел все помещения училища, расспрашивая встречаемых по пути юнкеров «где они получили предварительное образование и как готовились к поступлению».
    На следующий день, 2 ноября (20 октября по старому стилю), в шесть часов утра Константин Романов выехал во 2-й Оренбургский кадетский корпус (пятиэтажное здание по адресу: ул. Советская, д. 1, построенное для кадетского корпуса в 1882 году – ныне многоквартирный жилой дом). Там он познакомился с преподавателями, позавтракал с кадетами, посетил библиотеку, где расписался в «книге посещений Высочайших Особ», поприсутствовал на уроках истории, математики и русского языка. Во время уроков и перемен великий князь разговаривал с кадетами, разрешал им себя фотографировать.
    Вечером он присутствовал на панихиде по «почившему в Бозе» императору Александру Второму и на заседании педагогического комитета Неплюевского кадетского корпуса.
    3 ноября (21 октября по старому стилю) в кабинете директора Неплюевского кадетского корпуса Константин Романов принял делегацию киргиз Тургайской области, встретился с членами Оренбургского отдела Императорского Российского географического общества и Оренбургской ученой архивной комиссии.
    На следующий день великий князь вновь отправился во 2-й Оренбургский кадетский корпус, поприсутствовал на уроках и осмотрел гимнастический зал. Преподаватель музыки Лашек представил Великому князю марш собственного сочинения, написанный в честь его приезда.
    Во все дни пребывания члена Императорской семьи в городе дома обывателей украшались флагами и транспарантами, улицы по вечерам освещались огнями и электричеством. Каждый переезд Его Высочества из заведения в заведение собирал толпы народа, оглашавшего воздух радостными возгласами «Ура!».
    Начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Романов выехал из города Оренбурга 5 ноября (23 октября по старому стилю) 1900 года в три с половиной часа дня «в высокой степени торжественно», при громадном стечении народа, заполнившем двор и перроны железнодорожного вокзала на протяжении версты.

    Визит августейшей особы в город Оренбург подробно освещался журналистами газеты «Оренбургский листок», номера которой за октябрь 1900 года хранятся в научно-справочной библиотеке Государственного архива Оренбургской области.

    Для справки:
    Великий князь Константин Константинович родился 22 августа (10 августа по старому стилю) 1858 года. Внук императора Николая I. Участник Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. 4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года – генерал-инспектор Военно-учебных заведений), лично посетил все вверенные ему заведения. Поэт, переводчик и драматург (под псевдонимом К.Р.). Умер 15 июня (2 июня по старому стилю) 1915 года.

    Источники:
    ГАОО. Оренбургская газета – 1900 – 19 октября;
    ГАОО. Оренбургская газета – 1900 – 23 октября;
    Государственный архив Оренбургской области

    125 лет назад был освящён Казанский кафедральный собор в Оренбурге

    В начале 1870-х годов Оренбургский генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский высказал мысль о возведении в городе храма как памятника основателю города И. И. Неплюеву, который еще в 1750-1752 гг. основал в городе два соборных храма — Преображенский, за цвет куполов прозванный народом «Золотым», и Введенскую церковь. Оба храма были «устроены» на крутом берегу Урала, почти симметрично главной улице города. Сто лет спустя они перестали устраивать потребности прихожан.

    Для строительства нового храма был организован всенародный сбор средств. Начало строительства приходится на 1888 г., а окончание на 1894 г. Над созданием собора трудились лучшие мастера того времени.

    Собор был выполнен в русско-византийском стиле. По размерам и архитектуре Кафедральный собор был одним из лучших в России, он был 42 метра в ширину, 47 метров в длину, 54 метра в высоту. Имел основной купол, три полукупола, главную колокольню и четыре дополнительных колокольни вокруг основной главы. В соборе был главный алтарь и два придела в честь Николая Мирликийского-чудотворца и Сергия Радонежского. Запрестольные и местночтимые иконы были исполнены в мастерской профессора живописи В. Е. Маковского. В соборе находилась чудотворная икона Казанской богоматери — точная копия.

    Внутри он был расписан живописью и орнаментами. Стены и купол собора были расписаны профессиональными художниками по сплошному золотому полю. Кафедральный собор называли «вторым солнцем Урала», он стал главной святыней и лучшим украшением старого Оренбурга.

    Собор строился в основном на деньги прихожан и пожертвования. 125 лет назад, 31 октября (19 октября по старому стилю) 1895 года, в Оренбурге на площади, ставшей именоваться Соборной (ныне – территория сквера около Дома Советов) Кафедральный собор во имя Казанской (Табынской) Божьей Матери был освящен епископом Макарием. Торжественная церемония закладки собора состоялась девятью годами ранее — 20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1886 года. Автор проекта — академик архитектуры Александр Ященко.

    Сорок лет прослужил оренбуржцам Кафедральный собор, но после прихода к власти Советов было принято решение о его сносе (Решение о разборе Казанского кафедрального собора было принято Оренбургским горсоветом 21 июля 1931 года).

    Телефонограмма от 17 мая 1932 года о взрыве Казанского собор в Оренбурге

    Разрушить собор было не так-то просто. Взрывали его несколько раз. Первый взрыв произведен 19 мая 1932 года. После первого взрыва ни один камень не упал с этого величественного строения. Но спустя несколько взрывов стены начали рушиться. Пока шли разрушительные работы, возле храма устраивались театральные постановки и сценки. Что приносило великую скорбь верующим людям. Окончательно собор был разрушен в 1936 году, тогда же рядом было начато строительство Дома Советов.

    В настоящее время на месте взорванного собора находится парк возле Дома Советов. В 2000 г. в парке был установлен Поклонный крест и Памятный камень, на котором увековечена история этого места. В памяти оренбуржцев он навсегда останется красивым и умиротворяющим местом.

    День в истории: 31 октября

    31 октября 2020 года (Хэллоуин) Halloween (All Hallows Evening или Beggars Night) — ночь перед Днем всех святых (All Saints’ Day). Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. У кельтов существовали четко обозначенные «начала времен года». Их было четыре. Самайн знаменовал собой приход зимы и отмечался 31 октября.

    В 7 веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем всех святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем всех душ — когда поминали всех умерших. Однако, традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конца так и не удалось.

    В последние годы праздник основательно возвратился в Европу, он также популярен в Америке и некоторых азиатских странах. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, выторговывая сладости. Также устраиваются тематические вечеринки, фейерверки, маскарады, а в окно выставляется полая тыква с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов.

    Кстати, тыква — изобретение американцев. А до того в Ирландии и Шотландии страшные маски, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, а в Англии — из свеклы.