Архив категорий: Старости

Исторические события и факты из прошлого Оренбурга и Оренбургской области. Очерки, документы, комментарии и рассказы

В Оренбуржье ушел из жизни старейший журналист Маина Воробьева

7 июня на 90-м году умерла Маина КРЮКОВА (ВОРОБЬЁВА), всю сознательную жизнь проработавшая в печатной прессе.

В 1956 году она поступила на работу в  Бузулукскую районную газету «Под знаменем Ленина» ( «Российская провинция»). Материалы Маины Сергеевны быстро заметили читатели. Высокая работоспособность, аналитический ум, эмоциональный язык и принципиальность помогли ей быстро стать одним из лидирующих работников газеты. Такой она оставалась до последних дней жизни.  Много лет Маина Сергеевна возглавляла в редакции отдел экономики, хорошо знала все предприятия города. Часто писала критические материалы, после которых руководителей, попавших под критику,  заслушивали в городских структурах власти.  Про неё смело можно сказать, что  она – человек-эпоха. Без малого 70 лет посвятила журналистке Бузулука. На пенсии продолжала печататься в газете,  подготовила и выпустила  несколько краеведческих книг. Так,  к 275-летию Бузулука вышла серия изданий «Бузулук: история в событиях и лицах», в которых изложена история города с момента подписания указа о строительстве Бузулукской крепости и до наших дней.

Маина Крюкова (Воробьева) за многолетний труд удостоена премии имени Мусы Джалиля, она – лауреат муниципальной премии «Культурное наследие». В 1981 году  её наградили медалью «За трудовое отличие» – за вклад в развитие экономики города. Так же Маиса Сергеевна отмечена  медалью «За заслуги перед г. Бузулуком» – за популяризацию истории города,  многолетний и добросовестный труд в средствах массовой информации Бузулука.

 Память об этом добром и талантливом человеке, патриоте малой родины навсегда сохранится в сердцах коллег по редакции и земляков.

Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»  выражает глубокие соболезнования родным и близким покойной

Источник

Александра Колесникова помнит день начала войны

Александра Павловна Колесникова родилась и провела детство на хуторе имени 1 Мая Курской области. Стоял  он на реке Свапа, что со старославянского переводится как «хорошая вода».

Действительно, воду из реки в те времена можно было пить, и она ничем не отличалась от родниковой.

Хутор насчитывал 25 дворов, большинство населения составляли некогда зажиточные, впоследствии раскулаченные крестьяне.

Как вспоминает Александра Павловна, когда ей исполнилось четыре года, родилась она в 1930-м году, родители перебрались в Днепродзержинск, а дочку оставили на попечение дяди и тети. Отец Александры поступил на службу в НКВД, мама до войны вела домашнее хозяйство.

И сейчас, несмотря на прошедшие десятилетия, Александра Павловна помнит день начала Великой Отечественной войны. В хутор на взмыленной лошади прискакал уполномоченный, радио в домах еще не провели, а газеты доходили с опозданием, и зачитал сообщение Молотова к советскому народу. По улицам хутора прокатился бабий вой. Хмурые лица мужиков красноречиво говорили о надвигающейся беде. Несмотря на пропаганду о молниеносной войне на территории врага, свежи еще в памяти были воспоминания о Первой мировой и Гражданской войнах. Все понимали, что немец — враг серьезный, но еще не ведали, насколько жестокий и бесчеловечный.

Почти всех мужчин призвали на фронт уже в первые дни войны. Забегая вперед, скажем, что на хутор вернулся лишь один, остальные сложили головы на полях сражений. Не вернулись с войны и два сына отцовой сестры, у которой жила в детстве Александра Павловна. Ее отец, защищая Курск, был ранен, лежал в госпитале. После повторного тяжелого ранения, полученного в битве за Москву, скончался в госпитале от полученных ран. Ни его жена, ни дети долго не знали о месте захоронения любимого человека. И лишь в начале двухтысячных родственники Александры Павловны, проживавшие в Москве, совершенно случайно увидели братскую могилу, на которой была выбита фамилия ее отца. К сожалению, мама до этого момента не дожила.

В первые месяцы войны наступление немцев было стремительным. Отступавшие через хутор, потрепанные боями части Красной Армии не вносили оптимизма в жизнь хуторян. Солдаты призывали селян к эвакуации, но возникал закономерный вопрос: «Кто будет заниматься ее организацией?». Ненадолго бабы с ребятишками перебрались в соседнее село, а затем вернулись в родные хаты.

И вот в хутор зашли немецкие солдаты. Их нашествие ознаменовалось грабежами. Тащили со дворов кур, поросят, телят, выгребали из домов мало-мальски ценные вещи. Эта культурная нация представляла собой в то время полчище варваров, которым были неведомы человеческие чувства.

Александра Павловна вспоминает, что осталось у них три гуся. Бабушка с тетей спрятали девочку в погреб, при этом одного гусака она взяла в руки и крепко прижала к себе. Так не страшно было сидеть в темной яме. Сверху крышку погреба женщины присыпали соломой. Немцы же ходили по дворам и в поисках погребов тыкали в землю шомполами. Над головой Александры раздался стук металла о дерево, тут еще гусак голос подал. Раскрылась крышка погреба и в проеме показалось самодовольная физиономия упитанного фашиста. Он схватил девочку за шиворот и одним рывком выкинул из импровизированного убежища. Ударив ребенка, солдат сгреб в охапку гусака и ушел. Бабушка и тетя, наблюдавшие за этой сценой в щели ветхого сарая, кинулись к девочке, которую трясло от страха так, что руки ходуном ходили.

После немцев в хутор заезжали полицаи из местных предателей и бывших военнопленных. Эти тоже не церемонились и подбирали то, что еще оставалось от их хозяев. Кто зверствовал больше? На этот вопрос Александра Павловна ответила кратко: «Одинаковы были».

Свидетели тех событий вспоминали, что в годы оккупации не слышно было даже трелей знаменитых курских соловьев. Как будто вся окружающая природа погрузилась в мрачное бытие.

Одновременно с оккупацией Курской области в местных лесах появились партизаны. В отряды входили жители деревень и поселков, советские солдаты, бежавшие из плена, окруженцы.

Партизаны пользовались поддержкой местного населения. Ребятишки хутора имени 1 Мая, в том числе и Александра, носили народным мстителям корзинки со скудной едой: картошкой, капустой, свеклой. По просьбе партизан вели наблюдение за полицаями и немцами.

— Забирались на высокое дерево и смотрели. Когда показывался вражеский обоз, кубарем скатывались и сообщали об этом партизанам, — вспоминает Александра Павловна.

Час освобождения наступил на исходе 1943 года после разгрома фашистских полчищ на Курской дуге. Ребята стали свободно бегать в лес и обследовать места стоянок партизанских отрядов. Основными игрушками тогда стали стреляные автоматные и винтовочные гильзы, которых в округе валялось на земле бессчетное количество. Останавливавшиеся в хуторе советские солдаты помогали женщинам по хозяйству. Оставляли кое-какую одежду. А крестьянки, в свою очередь, подкармливали солдат чем могли.

Работать Александра Павловна начала с раннего возраста. Уже в 12 лет погоняла быков на пахоте, вязала вместе с мамой и другими женщинами снопы в поле, таскала 70-килограммовые мешки с зерном.

В 19 лет уехала в Москву к родственникам, имея за плечами всего 4 класса образования. Война и оккупация не позволили девушке закончить хотя бы семилетку.

В Москве 5 лет работала на строительстве домов, там познакомилась с будущим мужем. Он проходил воинскую службу, а после демобилизации увез невесту в Казахстан, откуда был родом. Сорок лет прожили в Актюбинске, родили и воспитали сына и дочку.

В 1994 году перебрались на жительство в село Каменку Александровского района. Сейчас Александра Павловна живет в доме своего сына и снохи. Дочка, выйдя замуж за поволжского немца, семьи которых в годы войны переселяли в казахские степи, уехала вслед за мужем в Германию. На родине, в Курской области, у Александры Павловны живут брат и племянница. Она ездила к ним в гости, пока жива была мама. Сейчас возраст и здоровье не позволяют совершать столь длительные поездки. Но Курские леса и речка Свапа часто снятся ей по ночам. А над курскими полями и лесами вот уже более 75 лет вновь слышны соловьиные трели.

 

Андрей Андреев, газета «Звезда»

Источник

Школьники Первомайского района познакомились с оружием времен Великой Отечественной войны

Для учащихся образовательных организаций Первомайского района были устроены специализированные выставки оружия.

Экспонаты для нее предоставил президент Оренбургской областной общественной организации «Федерация спортивной акробатики» Алексей Янкин.

— Это моя частная коллекция, которая собиралась по крупицам на протяжении нескольких лет. В ней представлены виды стрелкового вооружения времен Великой Отечественной войны. Известно, что советские оружейники-конструкторы внесли неоценимый вклад в Победу над фашистской Германией, — отметил владелец коллекции.

Среди экспонатов — винтовка Мосина, карабин Маузера, пистолет Ярыгина.

Во время беседы ребята узнали, откуда произошло название «Парабеллум – Р-08». Оказывается, его назвали в честь известного римского выражения, которое в переводе на латынь звучит как Si vis pacem, para bellum («хочешь мира – готовься к войне»). Таким образом, название «Парабеллум» — это фрагмент афоризма, который в дословном переводе значит «готовься к войне».

Выставка вызвала большой интерес. Всего с оружием Победы смогли познакомиться более 400 учащихся Первомайской и Володарской средних школ.

 

 

Людмила Болдырева, газета «Причаганье»

Источник

Музей Востока совместно с Оренбургским губернаторским музеем начал описание региональной коллекции восточных рукописей

О новом проекте рассказал зам. директора Государственного музея Востока в Москве Илья Зайцев на прошедшей в г. Оренбурге Международной видеоконференции «Культурное наследие народов Евразии: вехи истории», посвященной 580-летию со дня рождения великого поэта и мыслителя, основоположника узбекского литературного языка Алишера Навои (1441–1501).

Представительную научную площадку организовали 26 февраля 2021 г. АНО «Содружество народов Евразии», НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои и Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами.

На видеоконференции российский востоковед Илья Зайцев напомнил, что к предыдущему юбилею поэта, в 2016 г. был впервые издан каталог всех рукописей Алишера Навои в московских собраниях, датируемых XVIII–XIX вв., которые прежде не подвергались научному изучению. В нынешнем юбилейном году также впервые готовится к публикации каталог с полным научным описанием всех рукописей Навои в собраниях Казани как одного из старейших центров российского востоковедения. Хранящиеся там списки произведений поэта представляют даже больший научный интерес, чем московские, поскольку включают ранние рукописи, начиная с XVI в. Недавно Музеем востока совместно с Оренбургским губернаторским музеем начато описание его небольшой, но очень интересной региональной коллекции восточных рукописей. В ее составе – рукописи Корана, «История пророков и царей» ат-Табари, популярные сочинения по фикху (мусульманскому праву) в списках XVI–XIX вв., которые могут занять достойное место на запущенном в Интернете специализированном научно-просветительском портале Manuscripta Islamica Rossica.

В рамках видеоконференции ученые России и Узбекистана также представили результаты своих исследований о жизни и творчестве Алишера Навои. С приветствиями и докладами выступили: директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского университета Веналий Амелин, декан факультета узбекского языка Ташкентского университета узбекского языка и литературы им. А. Навои Саодат Мухамедова, декан исторического факультета Ташкентского педагогического университета им. Низами Лола Бабаходжаева, профессор университета им. Навои Нурбой Жабборов, литературоведы, филологи, историки.

На международной встрече была продемонстрирована видеопрезентация с чтением стихов Навои на русском и узбекском языках, подготовленная к юбилею поэта совместно Центральной городской библиотекой Оренбурга и Оренбургской областной узбекской организацией.

В целом по итогам конференции было констатировано, что творчество Алишера Навои в силу философской глубины, тонкого лиризма и совершенной красоты поэтических образов имеет общечеловеческое звучание, пользуется заслуженной любовью и огромным интересом в России. Большой вклад в его популяризацию по всему миру внесло российское и советское востоковедение, переводческая школа, массовое государственное книгоиздание в СССР, благодаря которым произведения поэта стали широко доступны читателям от республиканских до сельских библиотек, пролагая мосты взаимопонимания и дружбы между народами России и Узбекистана.

Фестиваль «Оренбургский пуховый платок» посвятят юбилею композитора Григория Пономаренко

XXXIII Всероссийский фестиваль «Оренбургский пуховый платок» пройдет в Оренбуржье с 22 по 28 февраля.

В этом году он будет посвящен 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Григория Пономаренко. Талантливый композитор, баянист Григорий Федорович на века прославил народный символ нашего края – оренбургский пуховый платок замечательной песней, написанной на стихи поэта Виктора Бокова. Благодаря этой песне о платке знают не только в России, но и за рубежом.

Так же большую популярность имела написанная на стихи поэта Василия Алфёрова песня «Ивушка». Он автор известных композиций «Отговорила роща золотая», «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Что было, то было».

Композитором написаны пять оперетт, духовная хоровая музыка, концерты для баяна с оркестром, пьесы для оркестра народных инструментов, произведения к фильмам, множество песен — всего около 970 произведений.

Григорий Пономаренко погиб в автокатастрофе 7 января 1996 года. Похоронен в Краснодаре. В Оренбуржье ныне живет один из его сыновей Тарас. Сейчас он заведует клубной системой Грачевского района.

Все фестивальные выступления пройдут на сцене Оренбургской областной филармонии. В них примут участие Оренбургский русский народный хор, Башкортостанский   Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф.Гаскарова, Уральский государственный академический русский народный хор, детский ансамбль песни и танца «Зёрнышко», детская студия народного искусства «Забава», детский хор «Новые имена», солисты Оренбургской областной филармонии, творческие коллективы Оренбурга.

Программа фестиваля «Оренбургский пуховый платок»

22 февраля

19:00 Концерт Оренбургского государственного академического русского народного хора «Во славу Родины, во славу Отечества»

24 февраля

19:00 Концерт Государственного академического ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова и Оренбургского государственного академического русского народного хора

27 февраля

19:00 Концерт Уральского государственного академического русского народного хора

28 февраля

14:00 Концерт детских коллективов филармонии «Мы по улице пройдём…»

19:00 Закрытие фестиваля. Концерт, посвящённый столетию со дня рождения народного артиста СССР, композитора Григория Пономаренко «Мне Россия – мать родная»

Источник

В Оренбурге представили архивные документы о преступлениях нацистов

В Оренбурге работает выставка рассекреченных архивных документов времен Великой Отечественной войны. На ней представили материалы о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории.

В рамках проекта «Без срока давности» в Оренбуржье установили и систематизировали почти 7 тысяч архивных документов. В них свидетельства преступлений нацистов и их пособников на территории РСФСР. Выставку накануне, 8 февраля посетили сотрудники следственного управления СК России по Оренбургской области. Следователи ознакомились с рассекреченными архивными документами.

Выставка работает на базе областной молодежной общественной организации «Военно-патриотический поисковый клуб «Патриот».

Принято решение провести встречи членов клуба «Патриот» с учащимися юридического класса Лицея № 9. Чтобы ребята также смогли ознакомиться с материалами выставки «Без срока давности».

Источник

В Бузулукском районе прошел день памяти Владимира Высоцкого

В Воронцовском сельском клубе Бузулукского района прошел день памяти известного барда, талантливого музыканта и актера Владимира Высоцкого. 25 января ему исполнилось бы 83 года.

— Имя Владимира Семеновича тесно связано с Бузулукским районом — с селом Воронцовка, где он вместе с мамой проживал в годы эвакуации с 1941 по 1943 годы. Мы гордимся, что его первые сознательные воспоминания связаны с нашей Бузулукской землей. Замечательный поэт ушел из жизни в самом расцвете творческих сил, но память о нем остается всегда, — сказал глава района Николай Бантюков.

Как сообщили в администрации Бузулукского района, к памятной доске Владимиру Высоцкому возложили цветы. Затем для работников отдела культуры и гостей состоялся небольшой концерт, на котором исполнили его популярные песни. Напомним, сельский клуб имени Владимира Высоцкого был открыт в январе 2018 года.

Источник

Крупный российско-казахстанский форум архивных служб

29 января 2021 г. по инициативе оренбургской стороны пройдёт крупный российско-казахстанский форум архивных служб.

В его работе примут участие: председатель Комитета по делам архивов Оренбургской области Ирина Останина, директор Государственного архива Оренбургской области Ирина Джим, директор Оренбургского государственного архива социально-политической истории Константин Ерофеев, директор Государственного архива Актюбинской области Марат Тулебай (Казахстан), директор Государственного архива Западно-Казахстанской области Айжан Савгабаева (Казахстан), директор Государственного архива Кызылординской области Жанат Абзалиева (Казахстан) и др.

Об истории купеческого Оренбурга расскажут всей России

Эфир виртуального проекта «Путешествия по России предпринимательской» 5 января в 19 часов будет посвящён Оренбургу.

С наследием выдающихся дореволюционных предпринимателей зрителей познакомит Елена Бурлуцкая, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе ОГПУ.

«Путешествия по России предпринимательской» – уникальный проект московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей. Цикл виртуальных путешествий по России ставит своей целью знакомство с историей предпринимательства разных регионов страны. Для этого проводятся прямые телемосты с представителями музеев, историками, краеведами, которые занимаются ее сохранением и популяризацией.

На онлайн-лекции «Оренбург – город купеческий» расскажут историю города как важнейшего центра российско-азиатской торговли, о жизни и деятельности именитых купеческих династий, сформировавших свои капиталы благодаря внешней торговле – Деевы, Путоловы, Дюковы, о вкладе купечества в городское благоустройство, архитектуру, строительство храмов и мечетей, организацию парков и скверов.

Прямое включение «Москва – Оренбург» состоится 5 января в 19 часов. Сохранится запись эфира.

Подключиться можно по ссылке: https://pruffme.com/landing/u1408871/region_10.

Источник

«Боже, царя храни». События 9 сентября 1901 года

Вообще-то, само событие это произошло неделей ранее — в самом конце августа, но в обществе имело такой большой резонанс, что о нем написали самые авторитетные губернские издания. А случилось, собственно, вот что: в офицерском собрании устроили показ картин волшебного фонаря.

Фонарь этот только называется диковинно, а многим людям среднего возраста еще хорошо знаком из детства. Помните, в Советском Союзе были диафильмы? Вот волшебный фонарь – это примерно то же самое. Аппарат, который с помощью света позволял транслировать изображения на некий фон, например белую стену. Эдакий предшественник кинематографа.

Картины волшебного фонаря  были яркими, казались объемными и диковинными, производили на публику по-настоящему серьезное впечатление. Например, портрет  Николая Второго заставил присутствовавших буквально повскакивать с мест.

«При появлении портрета Государя Императора все присутствующие пропели гимн «Боже, царя храни» стоя, —  констатировали сильное впечатление аудитории журналисты «Оренбургской газеты».

Кроме самого самодержца присутствующим, а это были учителя и учительницы казачьих сел, продемонстрировали портреты членов царской семьи, изображения столиц. Были и вполне развлекательные картины: «гоголевские типы» (вероятно, речь идет о карикатурах) и рисунки животных.

В общем, публика была в восторге и активно благодарила господина Кормилицина, владельца фонаря и устроителя шоу,  за вечер. Хотя сам по себе волшебный фонарь диковиной для Оренбурга в то время уже не был, но Кормилицин дополнил обычный показ картин лекцией и чтением интересных историй, чем и полюбился аудитории. Больше того, после вечера журналисты предложили ввести такую практику работы с волшебным фонарем повсеместно.

«Здесь будет уместно упомянуть, что хотя  почти в каждой станице имеется по волшебному фонарю, но тем не менее в виду пользы бесед и чтений, производимых при помощи волшебного фонаря, крайне желательно и необходимо стремиться к приобретению волшебного фонаря для каждой школы», — написали вдумчивые журналисты.

Новости партнера: https://vk.com/orenarhiv

ФОТО: retroedtech.com

 

Источник